Туран. Шумеро-Аккад. Халдеи. Курды. Франсуа Ленорман.
...
Г-н Ленорман провел весьма интересный сравнительный анализ между Аккадским языком Южной Халдеи¹, ПротоМидийского языком Бехистунской стелы¹, а также Сузианским¹ и Тюрко-Татарским языками¹. Здесь мы не будем останавливаться на подробностях, а лишь отметим один любопытный факт, а именно то, что и сегодня на древнем Аккадском языке говорят в нескольких деревнях, расположенных между Грузией и Лезгистаном (!). Этот диалект, возможно, - единственный остаток тех древних Туранских языков, на которых с самой глубокой древности, должно быть, говорили на всем пространстве от Кавказа до Персидского залива (!). В заключительной части своего ценного труда г-н Ленорман затрагивает, в свете последних открытий, ряд старых и до конца не решенных вопросов, в т.ч. происхождение Халдеев, традиция причаливания Ковчега на территории Армении, названия великих рек Тигра и Ефрата, а также названия древних городов южных районов в бассейне Персидского залива, а также описание ряда важнейших богов пантеона. По каждому вопросу г-н Ленорман даёт информацию, с которой читатель ознакомится впервые и которая тем более интересна, если впомнить историю обнаружения небольших терракотовых табличек, от которых во многом и зависит история Шумеро-Аккада. Итак, что касается происхождения Халдеев, то г-н Ленорман утверждает, что, основываясь на Клинописных текстах, можно точно утверждать, что Халду¹ были племенем великого Аккадского народа (!), достаточно могущественным, чтобы быть в состоянии предоставлять Вавилону правителей в 8 в. до н.э., и по этой причине бывшим злейшим врагом Ассирии, пока, наконец, при Набополассаре они (т.е. Халду) не захватили и не разрушили Ниневию (столица Ассирии). Будучи частью Аккада, эти Халдеи были вправе называть себя древнейшими из Вавилонян (!). Мы также знаем, что Саргон Ассирийский поселил племя Ахади¹ в Армении, при этом Халдеи, согласно Ксенофону, Плинию и Страбону, занимали те же самые районы, отсюда и связь, которую ранее было сложно установить, между Халдеями¹, Кардуками¹, Гордиями¹ и современными Курдами (!); и отсюда же увязка между Великим Потопом в Нижней Вавилонии и причаливанием Ковчега в горах на севере (!). Если население этих двух крайних точек было одинаково Аккадским, то преемственность и локализация данной традиции вполне естественны (!). Кроме того, г-н Ленорман заключает, что т.н. "силлабарии" составлялись для обучения не ассирийскому, а Аккадскому языку, на основании того, что первая колонка силлабария даёт Аккадское прочтение идеографа из второй колонки, а третья даёт перевод прочтения на Ассирийский. В целом, мы можем добавить, что наиболее важными доказательствами связи между Аккадским и Туранскими языками, продемонстрированной г-ном Ленорманом, являются неизменность корней¹ и идеальное соответствие двух из трех Аккадских спряжений¹ спряжениям Финно-Угорских языков (!). Более того, формы, которые, на первый взгляд, кажутся исключениями в Аккадском языке, обнаруживаются, так сказать, спорадически, в том или ином языке Туранской семьи (!). Кроме того, полностью измененные организация предложений и синтаксиса, а также отсутствие отдельных знаков для обозначения мужского и женского родов говорят нам о том, что Аккадский и Семитский ассирийский - это не один и тот же язык. Мы также рады сообщить, что труды г-на Ленормана получили заслуженное признание, по крайней мере, в Англии, где г-н Роулинсон в своём обращении к Семитской секции Конгресса ориенталистов, прошедшем в сентябре прошлого года, произнёс в его честь памятные слова: "Франсуа Ленорман... проделал блестящий путь смелых поисков и открытий... и на избранном поприще всех своих конкурентов оставил далеко позади." (!).
Babylon and Chaldea, The Athenaeum, 1875
P.S.
Интересно, что Ленорман называет деревни, где сохранился язык Шумеро-Аккада.
Мне кажется, древний художник передал Туранскую внешность Халдея Навуходоноссора II.
Гордии (Курды). Потоп
https://vk.com/wall1568229_40955